- грунт
- ГРУНТ, ГРУНТОВЩИКГрунт – специальная смесь, состоящая из чистой речной глины и сажи, растертых с олифой на каменной плите гладким твердым камнем (курантом).Грунтовщик – мастер, наносивший грунт на изделие.• • •« ... Грунт – обязательный компонент живописного произведения – обеспечивает прочное сцепление красочного слоя с основой, амортизирует неравномерность сжатия или расширения холста и красочных слоев при изменении температурно-влажностного режима. В масляной живописи грунт поглощает избытки связующего из красочного слоя. Применение цветного грунта определяет колорит живописи.В структурном отношении грунт в станковой живописи представляет собой слоистую систему, состоящую из трёх или четырёх слоев: изолирующий слой клея, собственно грунт, часто вторая проклейка и имприматура.Первый слой – слой клея, непосредственно наносимого на основу, следует рассматривать как грунт, так как в ряде случаев прямо по проклейке писалась картина.В качестве грунта долгое время использовали клеевые составы на основе животного (мездровый, рыбий) клея и мела или гипса. Гипс применяли обычно в виде безводного сульфата кальция. Встречаются достаточно сложные грунты, например: затертая на ореховом масле смесь муки и порошка сухих свинцовых белил; мучной клейстер с добавлением оливкового масла и мёда, а также пигментов и наполнителей. В клеевые грунты наряду с мелом и гипсом добавляют золу, технический углерод (сажу), смесь каолина с крахмалом. Цветные грунты получают с использованием природных (земли) и синтетических хроматических пигментов.Для придания загрунтованным холстам большей эластичности в клей добавляют высыхающие масла, сахар, мед, воск и другие пластификаторы.Связующим в грунтах служат казеиновый клей или клее-масляные эмульсии ... »——————Ист.: Икона, 1993 Стр.145• • •См. также левкас, традиционные материалы живописи на холсте
Словарь живописи и реставрации. 2013.