традиционные материалы живописи на холсте это:

традиционные материалы живописи на холсте
    Живопись, как правило, является достаточно сложной конструкцией, существующей при постоянном взаимодействии основы, грунта, красочного слоя и защитных покровных слоев.
    В масляной и темперной живописи с древнейших времен в качестве основы использовали доски. Для увеличения прочности основы и улучшения сцепления грунта с основой предварительно проклеенную доску в средние века покрывали кожей или пергаментом, позднее – проклеенной тканью. Потом ткань начали применять как самостоятельную основу живописи. Использовали, как правило, льняные, реже пеньковые (из волокон конопли) холсты, в отдельных случаях – шёлк, джут. Особенности нитей и и их переплетения могут служить ориентиром при определении места и времени изготовления ткани.
    Грунт – обязательный компонент живописного произведения – обеспечивает прочное сцепление красочного слоя с основой, амортизирует неравномерность сжатия или расширения холста и красочных слоев при изменении температурно-влажностного режима. В масляной живописи грунт поглощает избытки связующего из красочного слоя. Применение цветного грунта определяет колорит живописи.
    В структурном отношении грунт в станковой живописи представляет собой слоистую систему, состоящую из трёх или четырёх слоев: изолирующий слой клея, собственно грунт, часто вторая проклейка и имприматура.
    Первый слой – слой клея, непосредственно наносимого на основу, следует рассматривать как грунт, так как в ряде случаев прямо по проклейке писалась картина.
    В качестве грунта долгое время использовали клеевые составы на основе животного (мездровый, рыбий) клея и мела или гипса. Гипс применяли обычно в виде безводного сульфата кальция. Встречаются достаточно сложные грунты, например: затертая на ореховом масле смесь муки и порошка сухих свинцовых белил; мучной клейстер с добавлением оливкового масла и мёда, а также пигментов и наполнителей. В клеевые грунты наряду с мелом и гипсом добавляют золу, технический углерод (сажу), смесь каолина с крахмалом. Цветные грунты получают с использованием природных (земли) и синтетических хроматических пигментов.
    Для придания загрунтованным холстам большей эластичности в клей добавляют высыхающие масла, сахар, мед, воск и другие пластификаторы.
    Связующим в грунтах служат казеиновый клей или клее-масляные эмульсии.
    Красочный слой в масляной живописи – это нанесенные в определенной последовательности слои красок, состоящие из связующего и пигментов. Пигментами могут служить природные земли, глины, растертые в тонкий порошок минералы и цветные камни, а также некоторые красящие вещества растительного происхождения (индиго, марена и др.). Уже достаточно давно в практику живописи были введены синтетические неорганические и органические пигменты, ассортимент которых в настоящее время очень широк.
    Из плёнкообразователей высыхающие растительные масла для живописных работ древние мастера применяли редко, их стали широко использовать в раннем средневековье, когда был найден способ очистки масла от примесей варкой сырого масла с известью. Первоначально применяли льняное, ореховое и конопляное масла, затем в практику живописи вошли маковое масло, некоторые эфирные масла (например, лавандовое). Позднее к маслам стали добавлять природные смолы (например, копайский бальзам) и воск.
    Для защиты живописи от неблагоприятного воздействия внешней среды (пыль, вода) законченное произведение покрывали слоем лака или воска. Чаще всего использовали масляные лаки – природные смолы, растворённые в высыхающем масле или сплавленные с ним. От свойств масел и смол зависят физико-механические свойства лаковых плёнок. Масла обеспечивают плёнкам эластичность, смолы – оптические и механические характеристики. Природные смолы делятся на две группы: твердые (с высокой температурой плавления), например, янтарь, копал, и мягкие (легкоплавкие), например, мастикс, даммара. Твердые смолы дают с маслом твердые, прочные, достаточно эластичные и хорошо сохраняющие блеск, но тёмные плёнки. Мягкие смолы образуют светлые, но менее стойкие и менее прочные плёнки.
——————
Ист.: Химия в реставрации, 1990

Словарь живописи и реставрации. 2013.

Смотреть что такое "традиционные материалы живописи на холсте" в других словарях:

  • Указатель к словарю Живописи и реставрации —   Статьи из книги «Икона». Составители: Кравченко А.С., Уткин А.П. «Стайл А ЛТД», Москва, 1993 • ерминия или наставление в живописном искусстве • приготовление красок, затирка красок • …   Словарь живописи и реставрации

  • краски —       Это вещества натурального или искусственного происхождения, которые способны окрашивать тот или иной материал, не соединяясь с ним химически. Краски для живописи (и многих других работ) состоят из двух фаз: твердого пигмента – цветовой… …   Словарь живописи и реставрации

  • грунт — ГРУНТ, ГРУНТОВЩИК         Грунт – специальная смесь, состоящая из чистой речной глины и сажи, растертых с олифой на каменной плите гладким твердым камнем (курантом).     Грунтовщик – мастер, наносивший грунт на изделие. • • •     « ... Грунт –… …   Словарь живописи и реставрации

  • грунтовщик — ГРУНТ, ГРУНТОВЩИК         Грунт – специальная смесь, состоящая из чистой речной глины и сажи, растертых с олифой на каменной плите гладким твердым камнем (курантом).     Грунтовщик – мастер, наносивший грунт на изделие. • • •     « ... Грунт –… …   Словарь живописи и реставрации

  • красочный слой —     « ... КРАСОЧНЫЙ СЛОЙ в масляной живописи – это нанесенные в определенной последовательности слои красок, состоящие из связующего и пигментов. Пигментами могут служить природные земли, глины, растертые в тонкий порошок минералы и цветные камни …   Словарь живописи и реставрации

  • бальзамы — БАЛЬЗАМЫ, СМОЛЫ, МАСЛА, ЛАКИ         БАЛЬЗАМЫ (или ТЕРПЕНТИНЫ) получали из живицы – смолистого сока из под коры сосны или пихты. Сок состоит главным образом из ТЕРПЕНОВ – непредельных углеводородов с примесью фенолов, альдегидов, сложных эфиров,… …   Словарь живописи и реставрации

  • смолы — БАЛЬЗАМЫ, СМОЛЫ, МАСЛА, ЛАКИ         БАЛЬЗАМЫ (или ТЕРПЕНТИНЫ) получали из живицы – смолистого сока из под коры сосны или пихты. Сок состоит главным образом из ТЕРПЕНОВ – непредельных углеводородов с примесью фенолов, альдегидов, сложных эфиров,… …   Словарь живописи и реставрации

  • масла — БАЛЬЗАМЫ, СМОЛЫ, МАСЛА, ЛАКИ         БАЛЬЗАМЫ (или ТЕРПЕНТИНЫ) получали из живицы – смолистого сока из под коры сосны или пихты. Сок состоит главным образом из ТЕРПЕНОВ – непредельных углеводородов с примесью фенолов, альдегидов, сложных эфиров,… …   Словарь живописи и реставрации

  • лаки — БАЛЬЗАМЫ, СМОЛЫ, МАСЛА, ЛАКИ         БАЛЬЗАМЫ (или ТЕРПЕНТИНЫ) получали из живицы – смолистого сока из под коры сосны или пихты. Сок состоит главным образом из ТЕРПЕНОВ – непредельных углеводородов с примесью фенолов, альдегидов, сложных эфиров,… …   Словарь живописи и реставрации

  • Япония — (япон. Ниппон, Нихон)          I. Общие сведения          Я. государство, расположенное на островах Тихого океана, вблизи побережья Восточной Азии. В составе территории Я. около 4 тыс. островов, протянувшихся с С. В. на Ю. З. почти на 3,5 тыс.… …   Большая советская энциклопедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»