- масла
- БАЛЬЗАМЫ, СМОЛЫ, МАСЛА, ЛАКИБАЛЬЗАМЫ (или ТЕРПЕНТИНЫ) получали из живицы – смолистого сока из-под коры сосны или пихты. Сок состоит главным образом из ТЕРПЕНОВ – непредельных углеводородов с примесью фенолов, альдегидов, сложных эфиров, фурана и его производных, алкиловых соединений и других. На воздухе терпены присоединяют к себе кислород, окисляются и одновременно полимеризуются, причем часть их испаряется, в результате чего образуется прозрачная (бесцветная или слабо окрашенная) твердая блестящая пленка.——————Ист.: Икона, 1993 Стр. 145• • •Для защиты живописи от неблагоприятного воздействия внешней среды (пыль, вода) законченное произведение покрывали слоем ЛАКА или воска. Чаще всего использовали МАСЛЯНЫЕ ЛАКИ – природные СМОЛЫ, растворённые в высыхающем масле или сплавленные с ним. От свойств масел и смол зависят физико-механические свойства лаковых плёнок. МАСЛА обеспечивают плёнкам эластичность, смолы – оптические и механические характеристики. Природные смолы делятся на две группы: твердые (с высокой температурой плавления), например, янтарь, копал, и мягкие (легкоплавкие), например, мастикс, даммара. Твердые смолы дают с маслом твердые, прочные, достаточно эластичные и хорошо сохраняющие блеск, но тёмные плёнки. Мягкие смолы образуют светлые, но менее стойкие и менее прочные плёнки.——————Ист.: Химия в реставрации, 1990• • •См. также традиционные материалы живописи на холсте, современные защитные синтетические лаки, растворители и составы для снятия и утончения лаковых покрытий
Словарь живописи и реставрации. 2013.