- темперная живопись на дереве
- ТЕМПЕРНАЯ ЖИВОПИСЬ НА ДЕРЕВЕ И ПОЛИХРОМНАЯ ДЕРЕВЯННАЯ СКУЛЬПТУРАТемперная живопись – иконы – занимает особое место в русском искусстве. Своеобразная манера письма, технология приготовления красок и основы для живописи выделяют иконы в особую группу предметов музейного хранения. Полихромная деревянная скульптура, деревянные резные иконостасы и другие предметы светского и церковного интерьера имеют общую основу – дерево и традиционные технологии нанесения красок.Технологическая традиционность древнерусской станковой живописи обусловила неизменность приемов ее реставрации и ограниченность реставрационных материалов.Икону писали исключительно на дереве. Доску несколько раз проклеивали жидким клеем, накладывали паволоку (холстину), затем левкасили. Левкас – иконный грунт, поучаемый путем многократного нанесения слоев животного (осетрового, мездрового и др.) клея и смеси клея с мелом или гипсом. Каждый последующий слой наносили на полностью высохший и отшлифованный предыдущий. По разглаженному грунту наносили рисунок древесным углем, затем по контуру рисунок обводили «чернилом». Живописи предшествовало золочение, поэтому места, предназначенные на иконе под золото, «вохрили» (т.е. покрывали охрой) и прокладывали ленточки золота на клей. После золочения приступали к работе красками, разведенными на яичном желтке с водой. Готовое изображение покрывали несколько раз лаком.С древнейших времен в иконописи использовали традиционные пигменты, в основном естественного происхождения: свинцовые белила, охру, киноварь, сурик, бакан, чернень, прозелень, ярь-медянку, малахит, лазорь (позднее – берлинскую лазурь), ультрамарин, индиго, шафран, аурипигмент.На протяжении многих столетий на Руси иконы писали в технике желтковой темперы (яичная темпера или просто темпера). Вообще темпера – живопись красками, в которых пленкообразующим веществом чаще всего является эмульсия яичного желтка в воде; существуют темперные краски на основе растительных или животных клеев (иногда с добавлением масла или масляных лаков), казеина. Последние плёнкообразователи не типичны для иконописи.——————Ист.: Химия в реставрации, 1990
Словарь живописи и реставрации. 2013.