- краски
-
Это вещества натурального или искусственного происхождения, которые способны окрашивать тот или иной материал, не соединяясь с ним химически. Краски для живописи (и многих других работ) состоят из двух фаз: твердого пигмента – цветовой основы красок - и жидкого связующего, которое со временем твердеет, образуя единую с порошком твердую массу.Для изготовления пигментов используют химические соединения, обладающие повышенными цветовыми качествами. По химическому составу пигменты и изготовленные из них краски разделаются на минеральные (неорганические соли или окислы металлов) и органические (сложные соединения, в основном растительного или животного происхождения). И те и другие могут быть естественными (природными) и искусственными (синтетическими).Связующими веществами в живописи (кроме техники фрески и силикатной живописи) являются растворенные в воде белки или углеводы (клеи животного или растительного происхождения, смолы, растворимые в воде и в маслах углеводороды, твердеющие масла).Краски подразделяют на кроющие, или корпусные (создающие непросвечивающий слой), и на лессировочные, дающие прозрачный или полупрозрачный слой.Основные цвета красок, необходимые художнику для работы над иконой:Белила свинцовые или цинковые.Крон палевый.Охра светлая и темная.Киноварь ртутная.Кармин или краплак.Сиена жженая.Умбра жженая.Зелень темная и изумрудная.Ультрамарин и светлый кобальт.Сажа.Художники средневековья в качестве связующих в станковой темперной живописи использовали яичный желток, камеди, животные клеи.——————Ист.: Икона, 1993 Стр.144• • •« ... Веками художники употребляли для приготовления красок все, от земли до насекомых, некоторые краски оказывались более устойчивыми, другие – менее. Но во все времена краска состояла из трех компонентов: пигмента (напр., сиена жженая – жареная сиенская земля), который придает краске цвет; связующего, в котором разводится пигмент (напр., растительное масло), которое сначала должно быть жидким, а затем застывает; и, наконец, из какого-либо растворителя (напр., скипидар), дающего возможность художнику изменять консистенцию краски ... »——————Ист. : Сара Уолден. «Вещество и душа. Структура и техника живописи». Предисл. Э.Гомбриха; пер. с англ. А.Б.Биргера. – М.: Астрель: АСТ, 2007. – 206, [2] c.• • •См. также красочный слой, традиционные материалы живописи на холсте
Словарь живописи и реставрации. 2013.