- пробел краской
-
ПРОБЕЛ – прием иконописи и палехской живописи, которым достигается ощущение объема фигур. Их существует несколько типов.ПРОБЕЛ В ПЕРО – золотом, который состоит из бликов (силок) и штрихов, идущих от них попарно, похожих на перья.ПРОБЕЛ В ЩЕТИНКУ – золотом, состоящим из основного блика (силки) и штрихов, похожих на щетинку, которые исходят от блика.ПРОБЕЛ ИКОНОПЬЮ– золотом, состоящий также из бликов и штрихов. Штрихи в этом пробеле отличаются особой четкостью и прямолинейностью.ПРОБЕЛ КРАСКОЙ – наносится на одеждах фигур в три тона, условно отмечая складки на груди, плечах, рукавах, животе, коленях, а также на развевающейся одежде.• • •« ... Поверх первой роскрыши художник обычно повторно проводил линии рисунка (черты лика, складки одежды и т.п.) более темной краской того же цвета. После этого он приступал к постепенному высветлению выпуклых деталей изображения. Этот процесс работы (имея в виду ве детали иконного изображения, кроме рук и ликов) у русских художников назывался ПРОБЕЛИВАНИЕМ, а сами высветления – ПРОБЕЛАМИ. КОЛЕР (красочную смесь) для пробелов получали обычно путем добавления к основному цвету которым сделана первая роскрышь, некоторого количества белой краски. Затем, вновь добавив белил к этой краске, покрывали еще меньшую поверхность – места, ещё более освещенные. В третий или четвертый раз завершали высветления чистыми белилами. Иногда колера пробелов составляли из других по цвету красок. Например, по роскрыши пурпурно-красного цвета делали зеленые пробела, иногда почти белые ... »——————Ист.: Икона, 1993• • •См. также приемы работы с красками
Словарь живописи и реставрации. 2013.