современные защитные синтетические лаки

современные защитные синтетические лаки
    Для защиты живописи от неблагоприятного воздействия внешней среды (влажность, пыль, копоть) произведения станковой живописи, как правило, всегда покрывали слоем лака или воска.
    Защитные лаки на основе природных смол и масел достаточно быстро стареют – закрепляются, темнеют, мутнеют. Кроме того, эти лаки не обеспечивают защиту живописи от актов вандализма и аварийных ситуаций: при кратковременном воздействии огня и в случаях, когда на поверхности картины или в воздухе помещений, где они хранятся, могут оказаться кислоты, щелочи, органические растворители.
    Лаки на основе синтетических полимерных веществ (акриловые, акрил-фисташковые, на основе олигоциклогексанона, синтетических восков и каучуков) в этом отношении более надёжны. Так, хорошие защитные качества имеют лаки на основе композиций алкидной смолы, в состав которой входят полувысыхающие соевое и подсолнечное масла, пентаэритрит и фталевый ангидрид, с олигофенилэтоксисилоксанами (ФЭС-60, ФЭС-66, ФЭС-80). Такие композиции растворимы в малотоксичных растворителях – пинене, уайт-спирите, ацетоне. Содержащиеся в олигофенилэтоксисилоксанах этоксигруппы при взаимодействии с водой воздуха и активными группами других компонентов лака отщепляются с выделением спирта, что приводит к увеличению пористости и сшиванию полимера, который становится нерастворимым.
    На основе КОС и сополимера метакриловой кислоты с бутилметакрилатом (сополимер БМК-5) предложен защитный лак для живописи, дающий после высыхания плёнку, стойкую к действию растворов кислот и щелочей, обладающую пониженной возгораемостью, водостойкую и достаточно медленно набухающую и растворяющуюся в большинстве органических растворителей. Лак имеет следующий состав, %:
 
    Смола К-9 — 20 — Ксилол — 35
    Сополимер БМК-5 — 5 — Пинен — 40
 
    Для приготовления лака в ксилол загружают необходимые количества смолы К-9 и сополимера БМК-5 и при комнатной температуре и периодическом перемешивании растворяют компоненты. Затем в раствор при перемешивании вводят пинен. Готовый лак может храниться в герметически закрытом сосуде неограниченное время.
    Защитный лак наносят на поверхность живописи, имеющей расчищенный и утоньшенный лаковый слой из природных смол, выдержанный до нанесения на него защитного полимерного слоя в течение 1-1,5 мес.
    Плёнка защитного полимерного лака при необходимости может быть удалена с поверхности живописи компрессами и тампонами, смоченными спирто-пиненовой эмульсией.
    Для сохранения живописного произведения на холсте необходимо обеспечить защиту холста от перепадов температуры и влажности. Это достигается гидрофобизацией холста – обработкой с кисти или распылением спиртовыми (5-7%-ми) растворами гидрофобизирующих жидкостей. Применение для этой цели олигогидридсилоксанов (или силазанов) не только защищает холст от перепадов влажности, но и создает дополнительные реставрационный эффект – ткань холста становится гидрофобной и не пропитывается клеем при укреплении живописи с лицевой стороны, что в ряде случаев позволяет отказаться от дублирования картин.
——————
Ист.: Химия в реставрации, 1990

Словарь живописи и реставрации. 2013.

Игры ⚽ Нужно сделать НИР?

Полезное


Смотреть что такое "современные защитные синтетические лаки" в других словарях:

  • лаки — БАЛЬЗАМЫ, СМОЛЫ, МАСЛА, ЛАКИ         БАЛЬЗАМЫ (или ТЕРПЕНТИНЫ) получали из живицы – смолистого сока из под коры сосны или пихты. Сок состоит главным образом из ТЕРПЕНОВ – непредельных углеводородов с примесью фенолов, альдегидов, сложных эфиров,… …   Словарь живописи и реставрации

  • Масляные лаки — Содержание 1 Общие сведения 1.1 Виды лаков в зависимости от применяемого растворителя …   Википедия

  • бальзамы — БАЛЬЗАМЫ, СМОЛЫ, МАСЛА, ЛАКИ         БАЛЬЗАМЫ (или ТЕРПЕНТИНЫ) получали из живицы – смолистого сока из под коры сосны или пихты. Сок состоит главным образом из ТЕРПЕНОВ – непредельных углеводородов с примесью фенолов, альдегидов, сложных эфиров,… …   Словарь живописи и реставрации

  • смолы — БАЛЬЗАМЫ, СМОЛЫ, МАСЛА, ЛАКИ         БАЛЬЗАМЫ (или ТЕРПЕНТИНЫ) получали из живицы – смолистого сока из под коры сосны или пихты. Сок состоит главным образом из ТЕРПЕНОВ – непредельных углеводородов с примесью фенолов, альдегидов, сложных эфиров,… …   Словарь живописи и реставрации

  • масла — БАЛЬЗАМЫ, СМОЛЫ, МАСЛА, ЛАКИ         БАЛЬЗАМЫ (или ТЕРПЕНТИНЫ) получали из живицы – смолистого сока из под коры сосны или пихты. Сок состоит главным образом из ТЕРПЕНОВ – непредельных углеводородов с примесью фенолов, альдегидов, сложных эфиров,… …   Словарь живописи и реставрации

  • Указатель к словарю Живописи и реставрации —   Статьи из книги «Икона». Составители: Кравченко А.С., Уткин А.П. «Стайл А ЛТД», Москва, 1993 • ерминия или наставление в живописном искусстве • приготовление красок, затирка красок • …   Словарь живописи и реставрации


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»