- современные защитные синтетические лаки
- Для защиты живописи от неблагоприятного воздействия внешней среды (влажность, пыль, копоть) произведения станковой живописи, как правило, всегда покрывали слоем лака или воска.Защитные лаки на основе природных смол и масел достаточно быстро стареют – закрепляются, темнеют, мутнеют. Кроме того, эти лаки не обеспечивают защиту живописи от актов вандализма и аварийных ситуаций: при кратковременном воздействии огня и в случаях, когда на поверхности картины или в воздухе помещений, где они хранятся, могут оказаться кислоты, щелочи, органические растворители.Лаки на основе синтетических полимерных веществ (акриловые, акрил-фисташковые, на основе олигоциклогексанона, синтетических восков и каучуков) в этом отношении более надёжны. Так, хорошие защитные качества имеют лаки на основе композиций алкидной смолы, в состав которой входят полувысыхающие соевое и подсолнечное масла, пентаэритрит и фталевый ангидрид, с олигофенилэтоксисилоксанами (ФЭС-60, ФЭС-66, ФЭС-80). Такие композиции растворимы в малотоксичных растворителях – пинене, уайт-спирите, ацетоне. Содержащиеся в олигофенилэтоксисилоксанах этоксигруппы при взаимодействии с водой воздуха и активными группами других компонентов лака отщепляются с выделением спирта, что приводит к увеличению пористости и сшиванию полимера, который становится нерастворимым.На основе КОС и сополимера метакриловой кислоты с бутилметакрилатом (сополимер БМК-5) предложен защитный лак для живописи, дающий после высыхания плёнку, стойкую к действию растворов кислот и щелочей, обладающую пониженной возгораемостью, водостойкую и достаточно медленно набухающую и растворяющуюся в большинстве органических растворителей. Лак имеет следующий состав, %:Смола К-9 — 20 — Ксилол — 35Сополимер БМК-5 — 5 — Пинен — 40Для приготовления лака в ксилол загружают необходимые количества смолы К-9 и сополимера БМК-5 и при комнатной температуре и периодическом перемешивании растворяют компоненты. Затем в раствор при перемешивании вводят пинен. Готовый лак может храниться в герметически закрытом сосуде неограниченное время.Защитный лак наносят на поверхность живописи, имеющей расчищенный и утоньшенный лаковый слой из природных смол, выдержанный до нанесения на него защитного полимерного слоя в течение 1-1,5 мес.Плёнка защитного полимерного лака при необходимости может быть удалена с поверхности живописи компрессами и тампонами, смоченными спирто-пиненовой эмульсией.Для сохранения живописного произведения на холсте необходимо обеспечить защиту холста от перепадов температуры и влажности. Это достигается гидрофобизацией холста – обработкой с кисти или распылением спиртовыми (5-7%-ми) растворами гидрофобизирующих жидкостей. Применение для этой цели олигогидридсилоксанов (или силазанов) не только защищает холст от перепадов влажности, но и создает дополнительные реставрационный эффект – ткань холста становится гидрофобной и не пропитывается клеем при укреплении живописи с лицевой стороны, что в ряде случаев позволяет отказаться от дублирования картин.——————Ист.: Химия в реставрации, 1990
Словарь живописи и реставрации. 2013.