- ———————————————————————— М.К.Никитин, Е.П.Мельникова. Химия в реставрации. Справочное пособие. - Л.: Химия, 1990 ————————————————————————
- АДГЕЗИВЫ ДЛЯ УКРЕПЛЕНИЯ КРАСОЧНОГО СЛОЯ И ДУБЛИРОВАНИЯ ХОЛСТАНеравномерное старение и изменение при перепадах температуры и влажности приводит к нарушению целостности красочного слоя, грунта и их соединения друг с другом и с основой. Кроме того, медленно высыхающие масла могут мигрировать в грунт, ослабляя красочный слой, краски, пересыщенные маслом, по мере полимеризации уменьшаются в объеме и образуют неравномерные утолщения красочного слоя. Развитие трещин и отрыв красочного слоя и грунта (или вместе с грунтом от основы) приводит к образованию так называемого кракелюра. Кракелюр – один из часто встречающихся видов разрушения красочного слоя живописи. Трещины (кракелюр) могут возникнуть как по всей картине, так и на отдельных ее участках, соответствующих определённым краскам. нередко края красочного слоя у трещин приподнимаются, образуя хрупкие чешуйки. Для устранения кракелюра проводят укрепление красочного слоя с укладкой поднявшихся или вздувшихся участков.Укладка жёсткого кракелюра традиционно выполняется размягчением красочного слоя путём нанесения на него водного раствора (3-5%) рыбьего (осетрового) клея, пластифицированного мёдом, с последующим прогревом участка до 50-60ºС и небольшим прижимом. Чтобы избежать утрат красочного слоя, реставрируемый участок предварительно заклеивают равнопрочной бумагой (микалентной) с помощью осетрового клея или желатины.Кроме природных животных клеев для укрепления живописи в последнее время применяют различные составы на основе эфиров целлюлозы, полиакрилатов и полимеров винилацетата и его производных. Так, для укрепления красочного слоя рекомендуют применять «сухие» красочные слои 1,5%-го раствора метилцеллюлозы с желатиной.При мягком шелушении красочного слоя можно обрабатывать участок живописи водной 2,5-3%-й дисперсией сополимера винилацетата с этиленом СВЭД. Реставрационные марки этого сополимера настолько дисперсны, что легко проникают в грунт, наличие в дисперсии ПАВ способствует хорошему смачиванию пылевидных частиц красок и грунта. СВЭД хорошо склеивает частицы красочного слоя и грунта между собой, присоединяет их к основе.Для укрепления более глубоких повреждений, подклейки жестких чешуек красочного слоя и грунта может быть применена водная дисперсия сополимера винилацетата с 2-этилгексилакрилатом (ВА-2ЭГА) 3-6% концентрации.Утраты грунта обычно стараются восполнять реставрационным составом, близким к авторскому, используя в качестве плёнкообразователя животные клеи (чаще всего – осетровый). Из синтетических полимеров в качестве плёнкообразователя рекомендуют поливиниловый спирт (15%-й раствор в воде) и дисперсии ПВА.Одним из видов повреждений живописных полотен являются различные прорывы полотна, в том числе и разрывы нитей, утраты отдельных фрагментов холста. Далеко не всегда эти разрушения требуют дублирования, нередко можно ограничиться наложением заплат, соединением и подклеиванием разорванных нитей. При этом традиционно применяют рыбий клей, пластифицированный мёдом, воскосмоляные мастики, мучной клей и т.д. Наложение заплат часто приводит к локальной деформации полотна с последующим переносом напряжения на красочный слой.Другой путь – применение 6-10%-х растворов ПВБ в этиловом спирте. Нанесение такого раствора на концы разорванных нитей позволяет соединить их встык. Высокая эластичность клея обеспечивает подвижность холста в районе склеивания, а прочностные характеристики достаточны для сохранения целостности при натяжении холста.Дублирование картин обычно выполняют с помощью рыбьего клея, но в практике реставрации находят применение и синтетические полимерные клеи. Среди них значительное место занимают растворы полиакрилатов. Широкое распространение для дублирования картин получил термопластичный клей Beva 371, имеющий хорошую адгезию к материалам и легко удаляемый растворителем. Применяют также водные дисперсии термопластичной смолы Plextol D-360, 50%-ю водную дисперсию Osakryl (с добавлением 4% метилцеллюлозы), клей Acrylemulsion D-498M и др.В качестве клеев при дублировании картин могут служить воско-смоляные мастики, пластифицированные небольшими количествами пинена. Ниже приведен состав одной из таких мастик, %:Воск пчелиный 55Даммара 30Пинен 15Температура плавления мастики 62-65ºС. Операцию дублирования осуществляют на вакуумном столе с подогревом или применяют различные «утюжки» с регулируемым нагревом.Для дублирования живописных полотен наряду с льняным холстом используют стеклоткань и некоторые ткани, содержащие синтетические волокна (например, холст + лавсан).В качестве клеев можно применять некоторые полимеризационные системы. Так, предложен многокомпонентный отверждаемый клей на основе α, ω-силоксандиола. В его состав входят диметилсилоксановый каучук СКТН (холодного отверждения) и силозановая смола, NH-группы которой взаимодействуют с концевыми OH-группами каучука, в результате чего образуется трехмерная сетка, т.е. происходит отверждение композиции. Избыточные силазановые группы взаимодействуют с содержащейся в воздухе водой, образуя в матрице эластичного олигомера жесткую фазу, которая обеспечивает необходимую когезионную прочность клеевого шва.——————Ист.: Химия в реставрации, 1990
Словарь живописи и реставрации. 2013.