ерминия или наставление в живописном искусстве это:

ерминия или наставление в живописном искусстве
    Выдержки из «Ерминии» (руководство, справочник для иконописцев) иеромонаха Дионисия Фурноаграфиота (ок. 1730-1733).
 
3. О приготовлении кистей
    Когда хочешь сделать кисти для живописи, то возьми куньи хвосты, и осмотри на них те волоски, что сбоку у концов, и когда увидишь, что они не кривы, а прямы, и ровны и годны на кисти, употребляемые для обрисовки и для писания лиц, тогда выстриги их маленькими ножницами, и разложи по доске раздельными рядками, потом тщательно соедини их в пучечки, намочи водою, и кончики их придави ногтем левой руки твоей, а правою рукою тяни их за верхушки и вытаскивай мало по малу, тщательно подравняй передки их, и наконец свяжи их шелковою навощенною ниткою, но так, чтобы концы кистей не были слишком длинны. А перо, в которое хочешь вставить кисть, наперед положи во воду, чтобы оно размокло, и потом вставь ее, но смотри, чтобы она не слишком много выдавалась из пера: иначе неудобно рисовать ею. Самые же концы хвостов убереги, чтобы сделать из них большие кисти для прокладки.
 
13. Как золотить иконы
    Сделав рисунок иконы угольным карандашом, прочерти его тонкою иглою, потом счисти уголь грецкою губкою, и если икона где-нибудь замарана, вычисти ее осторожно, и тонко накладывай полимент два, или три раза, дав ему просохнуть после каждой накладки. Когда же он просохнет хорошо, тогда положи икону пред собою плашмя, возьми листовое золото и накладывай его на нее, прижимая окраины каждого листика гладильною костью, дабы оно пристало к иконе, и дабы не сдул его ветер, или не сдвинул ток подливаемой под него водки. А водкою наполни стеклянный сосудец, и наливая ее под листовое золото с краев иконы, приподнимай одну сторону ея, и направляй водку так, чтобы она смочила всю поверхность доски. Но старайся смочить ее поскорее, дабы не размок гипс. Потом поставь икону стоймя, исправь недостатки, дай ей просохнуть, и угладив ее, рисуй, что хочешь.
 
17. О рисовке глаз, бровей и других частей тела, на кои будешь наводить телесный колер
    Смешай черную краску с коричневою космотою (космота составляется из красной и черной краски) и рисуй ею, что надобно, сперва тонко, а потом гуще, но на зрачки и ресницы глаз, на брови и в ноздри клади чисто черную краску.
    Или, если хочешь, возьми умры драму и болюса драму, сотри их на мраморе, и собрав в одно место, рисуй, что нужно, но на веки клади гуще одну умру, на зрачки же и в ноздри черную краску. Так работал Панселин.
 
22. О румянцах
    Знай, что на лица Богоматери и святых, которые были не стары, должно наводить румянец, как можно тоньше, смешивая киноварь с телесным колером, а на оттененныя места и контуры рук, равно как и у престарелых на глубокия морщины надобно класть болюс очень тонко…
 
23. О волосах и бородах
    Возьми темную охру, хорошо пережги ее так, чтобы она сделалась темнокрасноватою, и когда будешь рисовать волосы Иисуса Христа и святых, которые были не стары, подбавь к ней немного черной краски, и так прокладывай их. И опять возьми частицу состава прокладки, примешай к ней немного черной краски, и вырисуй и оттени их тонко. А для густых теней употребляй чисто черную краску. При первой же отделке употреби состав прокладки и охру, а при второй под блики клади чистую охру, утончая ее к краям. Губы рисуй составом из белил и киновари, а уста одною киноварью, для последней же отделки их смешай киноварь с телесным колером, а на неосвещенные части клади черную краску или чистую умру. На ободы глаз сперва наведи тонко состав прокладки, потом усиль их телесным колером. Так отделываются волосы, губы, уста и ободы глаз святых, которые не стары. А волосы и бороды старцев рисуй так. Возьми белил и немного черной краски, так чтобы сделался беловатый колер, и им сделай первую прокладку, потом изготовь колер потемнее и вырисуй волосы, а неосвещенные места отделывай еще темнее. Дабы придать лучший вид бородам, протяни волоски за конец их, но не далеко. Потом изготовь жидкия белила и тонко освети ими волосы. Для оттенения усов употребляй чисто черную краску, для уст – чистый болюс, а для губ красноватый телесный колер, чуть-чуть разделив их болюсом. На ободы глаз их, если хочешь, клади немного составной плавки, либо вовсе не клади. Так отделываются уста, волосы и бороды старцев.
 
24. Как отделывать одежды
    Когда хочешь отделывать одежду, какою угодно краскою, то сперва возьми немного этой самой краски, да белила, приготовь из них беловатый колер, какой требуется для первой работы, и покрой им одежду, где надобно. Потом эту же самую краску изготовь темнее, и ею вырисуй складки, утончая ее там, где лежат тени. Наконец сделай колер белее того, которым ты прокладывал одежду, и им ярко освети ее там, где падает свет. Так отделывается одежда естественно.
 
27. О клейком чесноковом составе, или как приготовлять чесноковый сок для позолоты.
    Возьми больших головок чесноку, сколько хочешь, в месяце июле, или в августе, очисти их и истолки в ступе, а сок процеди сквозь чистое полотенце в какой-либо сосуд, и поставь против солнца, пока он хорошо сгустится, но наблюдай, чтобы не попали него волосы или насекомыя. Прежде нежели будешь наводить золото, подмешай этот сок к какой угодно краске и рисуй, но смотри, бери менее краски, и более клейкого соку, дабы лучше приставало золото. После этой работы дай краске немного просохнуть, и тогда пиши золотом, слегка нагревая его дыханием своим и выглаживая заячьею лапкою. А пред тем, как будешь покрывать икону лаком, выставь ее против солнца, дабы она нагрелась: иначе чесноковый состав отсыреет или отпадет.
 
28. Как варить льняное масло
    Возьми это масло, налей его в широкое блюдо и выставь против солнца, летом, в самое жаркое время дней на сорок, но смотри, - как бы оно не сгустилось. Ибо иное льняное масло варится скоро, а иное медленно. Когда оно сделается как жидкий мед, тогда бывает хорошо, а когда слишком сгустится, тогда в связи с другими веществами будет еще гуще, и ты не сможешь разравнивать его на иконах, притом такое масло пузырится. Посему старайся покрывать его в каждый вечер, или вносить в горницу, потому что ночная прохлада портит его. Когда же заметишь, что оно сгущается, тогда процеди его сквозь тонкое полотно, дабы очистить от волос и насекомых, кои попали в него. – Так варится льняное масло солнечным жаром.
 
49. Как писать икону по московски
    Когда сделаешь рисунок святого, то сначала вызолоти венец его, потом отделай поле (фон), вот так: возьми белил и подбавь к ним лулаки (краски) так мало, чтобы они пересиливали это вещество, или вместо лулаки употреби персидскую лазурь, либо венецейскую ярь, и немного яичного желтка, и отделывай поле. П одежды рисуй какою хочешь краскою с малою примесью желтка, проклади их тонко, вырисуй и ответи распущенным золотом, но сначала жидким, а потом наводи его ярче, там где падает свет, и просушивай, искусно отполируй костью. Точно так же отделывай золотом и надписи святого и другие узоры на поле, и отполируй их, как сказано выше. Так работают московские живописцы.
 
51. Показание размеров человеческого тела
    Ученик мой! Знай, что естественный рост человека от чела до подошвы измеряется девятью яицами, или мерами. Сперва размерь голову, разделив ее на три части: в первой из них помести чело, во второй нос, а в третьей остальную часть лица, волосы же пиши за чертою сего яица, на меру носа, кроме сего от носа до конца бородки отмеряй три ровныя части, из коих две составят бородку, а одна – рот. Что касается до шеи, то она имеет меру носа. Потом от подбородка до средины тела отмеряй три ровныя части, и до колен две, отбавив на колена часть равную носу. Далее еще две части отмеряй до лодышек, и от них часть равную носу до подошвы, да до ногтей одну часть. Опять от горла до плеча отмеряй одну часть, и столько же до другого плеча, на округление каждого плеча отбавь часть, равную носу, до локтя же, с внутренней стороны, отмеряй одну часть, а отсюда до ручной кисти – одну часть, и отсюда до оконечностей пальцев – одну часть. – Что касается до глаз, то размерь их одинаково, и расстояние между ними столько же длинно, сколько длинен глаз. Когда голова пишется наискось, тогда пространство от глаза до уха равняется длине двух глаз, когда же пишется прямо против зрителя, тогда берется мера одного глаза. Длина уха равна длине носа. Если человек рисуется нагой, то средина его в ширь определяется четырьмя носами, а если в одежде – одним с половиною яицом. Пояс рисуется там, где оканчивается локоть.
 
52. О приготовлении красок для натуральной живописи, и о том, как писать на полотне масляными красками
    Наперед хорошо сотри краски с водою, и дай им просохнуть совершенно, потом сотри их с невареным льняным маслом, собери с мраморной плитки и вложи в стеклянные сосуды. Когда же тут какая краска подернется корою, а тебе надобно рисовать, то приподними всю кору за один край, и бери краски сколько надобно; потом кору наклони пальцем и закрой ею краску, дабы на ней не образовалась другая кора. А белила сотри с ореховым маслом: с ним они бывают лучше. Потом сделай деревянную четвероугольную рамку, натяни на нее полотно, на котором будешь рисовать, и если оно шелковое, то загрунтуй его тотчас и работай, а если льняное, или какое другое, то приготовь самую густую краску, какая бы ни была, намажь ее на полотно, разровняй широкими ножем и дай ей просохнуть, потом мелом сделай очерк изображения и работай вот так: изготовь дощечку (палитру) величиною в четверть, или немного более, в одном краю ея сделай отверстие, чтобы вставлять в него большой палец левой руки твоей и держать им дощечку, которая должна опираться на тросточку, доходящую под самый локоть, на нее же самую наложи краски немного нефти, чтобы ею разводить их и начинай рисовать. Сначала наложи тени, потом первый колер, потом второй, и наконец, сделай освещение белилами, но смотри, наводи колера искусно, один подле другаго, и каждый на своем месте, иначе краски не скоро просохнут. Так же поступай и тогда, когда наводишь телесный колер: сначала клади тени, потом света; но когда наведешь одну краску, положи икону плашмя, чтобы немного просохла, и потом накладывай другую краску поверх другой. Когда же отделаешь икону, то, если хочешь, покрой ее лаком, и делу конец. Впрочем знай, что для каждой краски требуется особая кисть. А кисти должны быть упруги и круглы, концы же их не слишком длинны. А дабы они не запылились, клади их в гнезда твоего рисовального станка. Когда же нужно мыть их, то имей наготове жестяной ящичек, разделенный на две половины, и в одной из них держи невареное масло, и обмакнув в него кисть, растирай ее пальцами, дабы разжидить на ней краску, потом пальцем прижми ее к перегородке ящичка, и потяни ее, чтобы слезла с нея обмывка в другую половину сосудца. (И эти обмывания можешь употреблять в дело, если хочешь). После сего вымой кисти с мылом, или щелоком, и они будут весьма чисты. Щелоком же вымой и мраморную плитку. Вот указание и способ рисования на полотне масляными красками.
——————
Ист.: Икона, 1993

Словарь живописи и реставрации. 2013.

Смотреть что такое "ерминия или наставление в живописном искусстве" в других словарях:

  • ЕРМИНИЯ — [греч. ῾Ερμηνεία истолкование, разъяснение, наставление], руководство, справочник для иконописцев (῾Ερμηνεία τῆς ζωϒραφικῆς τέχνης). Такого рода компилятивные сочинения в Греции и на Балканах назывались также «типикон», «трактат», «сказание».… …   Православная энциклопедия

  • Ерминия (иконопись) — У этого термина существуют и другие значения, см. Ерминия. Ерминия (греч. Ἑρμηνεία  разъяснение, истолкование)  особый род руководства по иконописи. Ерминии можно считать иконописными подлинниками, так как значительную их часть… …   Википедия

  • Дионисий Фурноаграфиот — В Википедии есть статьи о других людях с именем Дионисий …   Википедия

  • Иконописание — или иконопись на Руси и православном Востоке, мастерство писать религиозные изображения, образа, предназначенные быть чествуемыми в храмах и в домах благочестивых людей. Составляя особую отрасль живописи, И., тем не менее, существенно отличается… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Мануил Панселин — В Википедии есть статьи о других людях с именем Мануил. Мануил Панселин Μανουήλ Πανσέληνος Дата рождения: конец XIII века Дата смерти: начало XIV века …   Википедия

  • Порфирий Успенский — (в миру Константин Александрович) епископ, магистр богословия (с 1 го июня 1831 г.), доктор эллинской словесности, известный своими многочисленными трудами по истории и археологии Востока и богато составленными коллекциями рукописей. Отец П. был… …   Большая биографическая энциклопедия

  • Сусанна и старцы — Якопо Тинторетто. «Сусанна и старцы»: старцы подглядывают за женщиной Сусанна (ивр. שׁוֹשַׁנָּה‎, Шошана  «лилия»)  персонаж эпизода …   Википедия

  • ЕВХАРИСТИЯ. ЧАСТЬ II — Е. в православной Церкви II тысячелетия Е. в Византии в XI в. К XI в. визант. богослужение приобрело почти тот вид, какой оно сохраняло в правосл. Церкви все последующее тысячелетие; в его основе лежала древняя к польская традиция, значительно… …   Православная энциклопедия

  • Система росписи православного храма — Схема росписи Успенской церкви на Волотовом поле (XIV век). С раннехристианского периода до сегодняшнего дня интерьеры христианских храмов принято украшать иконами и настенной живописью. В искусстве Византии была разработана стройная система… …   Википедия

  • Бичевание Христа — (Пьеро делла Франческа, ок. 1455) Бичевание Христа  эпизод Страстей Христовых, пр …   Википедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»