- басменный оклад
- БАСМА, БАСМЕННЫЙ ОКЛАД↑ Серебряный оклад Евангелия Симеона Гордого. 1343 г. Всесоюзная библиотека им.Ленина. Москва.« ... Басма – это тонкая металлическая пластинка, на которой рельеф получен тиснением с матрицы. Матрица из меди, камня, железа и даже из дерева имела рельефный узор. На нее накладывали небольшого размера тонкий листок металла, преимущественно из серебра (реже из меди и белой жести – «немецкого железа»). На лицевую сторону клали свинцовую подушку – толстый лист из свинца, по которому ударяли деревянным молотком. От того, что матрица находилась с тыльной стороны литка, узор на тыльной стороне получался более отчетливым, чем на лицевой. Чтобы получить более четкий узор на лицевой стороне, ее прочеканивали чеканами (чаще всего канфарником). Такую басму называют канфаренной басмой. Из отдельных пластинок – басм – набирали оклад на икону. Если форма и размер ее не соответствовал изображению, басму подкраивали. Каждую пластинку прибивали к поверхности иконы маленькими гвоздиками. Если олифная пленка была еще свежей, то рельефы басмы оттискивались на ней. Когда нимб хотели сделать возвышающимся над поверхностью, на изображения венца сначала накладывали валик из воска (реже из дерева), а также поверх него закрепляли басму ... »——————Ист.: Икона, 1993• • •См. также творёное золото и серебро для росписи
Словарь живописи и реставрации. 2013.