позолота на полимент

позолота на полимент
 
    Позолота на полимент по левкасо-меловому грунту позволяет золотить очень большие площади.
    Полимент – это темно-коричневая краска, составлена из сиены жженой, охры и мумии. Перечисленные краски разводятся водой, растираются на каменной плите курантом до идеальной тонкости и затем просушиваются. Засушенная смесь и называется полиментом. Перед позолотой полимент размачивался и разводился на томленом яичном белке, доведенном до такого состояния, что им можно ровно красить кистью.
    Белковый состав подготавливается так. Яичный белок, отделенный от желтков, наливают в бутылку и ставят в теплое место для томления. Томится он до тех пор, пока не сделается очень жидкими и из него не уйдет вся тягучесть, но сохранится известная доля клейкости, необходимая для полимента. Все имеющиеся сорта клея хрупки, и позолота на них при полировке часто слетает. Яично-желтковый разбавитель, на котором разводятся краски, имеет некоторую жирность, из-за чего положенное на него золото полировкой может стереться. Свежий белок применять нельзя, потому что он имеет тягучую, студенистую массу. Но приготовленная из него описанным способом жидкость очень ровная, обладает нужной клейкостью и, что важнее всего, мягкой эластичностью. Испытана эта жидкость практикой многих лет и укрепилась как самый лучший разбавитель для позолоты по левкасо-меловому грунту. На такой подготовке золото держится прочно и хорошо поддается полировке.
    Для того, чтобы полимент имел сильный красновато-коричневый тон, им прокрашивают по одному месту два-три раза. После просушки, когда полимент делается матовым, его стирают чистой суконкой, чтобы полиментная подготовка стала чистой, ровной и блестящей. Затем место, на которое будет накладываться золото, кистью смачивается сорокоградусной водкой, наполовину разбавленной водой.
    Позолотчик должен иметь шкатулку размером 40х40 см, в ней хранятся инструменты для позолоты и само золото. На верхнюю крышку шкатулки накладывают что-либо мягкое (лучше войлок) и обтягивают ее замшей – образуется маленькая подушечка, на которую перед позолотой и выкладывают золото. Используется в работе листовое золото, уложенное в специальные книжечки.
    Если надо золотить большие площади, то золотят цельными листами. Если же нужно золотить места меньше, чем лист золота, то его разрезают специальным ножом с круглым концом и отточенным с обеих сторон лезвием. Таким ножом удобно разрезать листы золота и перекладывать их на подушке с одного места на другое.
    В позолоту идет очень тонкое и легкое золото. При первом же прикосновении оно прилипает к пальцам. Если неосторожно дохнуть или шевельнуть одеждой, золото, приготовленное на подушке, разлетается, и его поймаешь не скоро. Поэтому мастеру-позолотчику приходится быть очень осторожным и брать золото только лампемзелем – специальным инструментом для позолоты. Лампемзель делается так. От беличьего хвоста отрезается самый кончик. Волосы кончика веерообразно раздвигаются и вклеиваются между двумя небольшими картоночками. Когда клей высохнет, веерочек будет в них держаться, как в коротеньком картонном череночке. Для большего удобства в работе, его вделывают в деревянный черенок, длиной и толщиной с обычный карандаш. На другой конец череночка пристраивают кисточку, которая необходима для подмачивания полимента под золото водкой. Таким образом, лампемзель имеет вид череночка с веерочком из беличьих волос с одного конца и с беличьей кистью с другого. Чтобы взять золото, веерочек несколько подмачивают.
    Среди инструментов для позолоты имеется масленка – это кожаная пластинка размером 20х12 см, промасленная коровьим маслом. Перед тем как брать золото на лампемзель, надо два три раза провести веерком по масляной пластине для того, чтобы на нем появился незначительный жирный налет. После этого веерок прикладывают к листу золота и переносят его на то место, где должна быть позолота. От веерка золото отстанет, а к полименту, подмоченному водкой, золото хорошо пристанет. так и происходит золочение. Дальше позолоту просушивают до такого состояния, когда ее можно полировать, так как без полировки она бывает матовой, не блестящей. Полируют золото агатом – хорошо отшлифованным камнем в форме лопаточки от одного до трех сантиметров ширины. Для полировки изогнутых плоскостей требуются агаты в форме крючков, также разных размеров. Агаты вставляются в металлические трубки и насаживаются на черенки примерно в палец толщиной, несколько длинней карандаша. При полировке агатовую лопаточку нужно крепко нажимать обеими руками. Если просушка окажется недостаточной, то золото под агатом может свозиться, а если позолота пересохнет, то отполированное золото будет выглядеть суховатым и тусклым. Когда же просушка угадана, как требуется в норму, золото после полировки будет глубокого сильного тона и хорошо блестеть.
——————
Ист.: Икона, 1993
• • •
См. также как золотить икону, техника золочения

Словарь живописи и реставрации. 2013.

Игры ⚽ Поможем написать реферат

Полезное


Смотреть что такое "позолота на полимент" в других словарях:

  • ПОЛИМЕНТ — франц. позолотчикское олонецкая глина, которою полиментуют, прокладывают ею кистью по левкасу места, идущие под глянц, лоск, а матом (иной состав) под мат или туск. Позолота дерева под или на полимент, под полир, под гладь, лоск или блеск.… …   Толковый словарь Даля

  • Позолота — Ангел на шпиле Петропавловского собора Позолота или золочение  нанесение на предмет тонкого слоя золота (от долей …   Википедия

  • Позолота — Под этим названием подразумевается, в частности, покрытие листовым золотом (см. Золотобойное мастерство) в отличие от золочения гальванического или через огонь (см. Гальванопластика). По внешнему виду П. бывает глянцевая и матовая , по способу… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • позолота на гульфарбу —     Этот способ позолоты применяется на всех грунтах по дереву, по полотну, стеклу и металлу. Гульфарба составляется из лака мордана с примесью небольшого количества оранжевого крона, растертого на льняном масле. Крон к лаку примешивается как… …   Словарь живописи и реставрации

  • Полимент — см. Позолота …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • DSL version: 1.0.0 —       Камень, который применяется для полировки золота. • • •     « ... Полируют золото агатом – хорошо отшлифованным камнем в форме лопаточки от одного до трех сантиметров ширины. Для полировки изогнутых плоскостей требуются агаты в форме… …   Словарь живописи и реставрации

  • ——————————————————————————————————— Словарь терминов и понятий, используемых в живописи и реставрации ——————————————————————————————————— —       Камень, который применяется для полировки золота. • • •     « ... Полируют золото агатом – хорошо отшлифованным камнем в форме лопаточки от одного до трех сантиметров ширины. Для полировки изогнутых плоскостей требуются агаты в форме… …   Словарь живописи и реставрации

  • ————————————————————————————————————————————— http://vk.com/topic-49193898_28582619?offset=0 ———————————————————————————————————————————— —       Камень, который применяется для полировки золота. • • •     « ... Полируют золото агатом – хорошо отшлифованным камнем в форме лопаточки от одного до трех сантиметров ширины. Для полировки изогнутых плоскостей требуются агаты в форме… …   Словарь живописи и реставрации

  • агат —       Камень, который применяется для полировки золота. • • •     « ... Полируют золото агатом – хорошо отшлифованным камнем в форме лопаточки от одного до трех сантиметров ширины. Для полировки изогнутых плоскостей требуются агаты в форме… …   Словарь живописи и реставрации

  • как золотить икону —     Золочение – это нанесение на поверхность произведения листового (сусального) золота, серебра и других металлов или твореного золота и серебра.     Сусальное золото и серебро. Золото и серебро, выкованные в тонкие листки, называют сусальным… …   Словарь живописи и реставрации


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»