лампемзель

лампемзель
 
    Веерок из конца беличьего хвоста для поддевания листа золота и наложения его при позолоте.
• • •
    « ... В позолоту идет очень тонкое и легкое золото. При первом же прикосновении оно прилипает к пальцам. Если неосторожно дохнуть или шевельнуть одеждой, золото, приготовленное на подушке, разлетается, и его поймаешь не скоро. Поэтому мастеру-позолотчику приходится быть очень осторожным и брать золото только лампемзелем – специальным инструментом для позолоты. Лампемзель делается так. От беличьего хвоста отрезается самый кончик. Волосы кончика веерообразно раздвигаются и вклеиваются между двумя небольшими картоночками. Когда клей высохнет, веерочек будет в них держаться, как в коротеньком картонном череночке. Для большего удобства в работе, его вделывают в деревянный черенок, длиной и толщиной с обычный карандаш. На другой конец череночка пристраивают кисточку, которая необходима для подмачивания полимента под золото водкой. Таким образом, лампемзель имеет вид череночка с веерочком из беличьих волос с одного конца и с беличьей кистью с другого. Чтобы взять золото, веерочек несколько подмачивают ... »
——————
Ист.: Икона, 1993
• • •

Словарь живописи и реставрации. 2013.

Игры ⚽ Поможем сделать НИР

Смотреть что такое "лампемзель" в других словарях:

  • лампемзель —     Термин русских иконописцев: веерок из волосков беличьего хвоста для поддевания листа сусального золота или серебра и наложения его на подготовленную для золочения поверхность (см. лапка) …   Словарь иконописца

  • позолота на полимент —       Позолота на полимент по левкасо меловому грунту позволяет золотить очень большие площади.     Полимент – это темно коричневая краска, составлена из сиены жженой, охры и мумии. Перечисленные краски разводятся водой, растираются на каменной… …   Словарь живописи и реставрации

  • позолота на гульфарбу —     Этот способ позолоты применяется на всех грунтах по дереву, по полотну, стеклу и металлу. Гульфарба составляется из лака мордана с примесью небольшого количества оранжевого крона, растертого на льняном масле. Крон к лаку примешивается как… …   Словарь живописи и реставрации

  • лапка —       Термин русских иконописцев. Кисть, связанная веером из волос конца беличьего хвоста для поддевания листка сусального золота, обычное у позолотчиков название. В селе Палех ее называют «лампемзель» …   Словарь иконописца


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»