темперная живопись на дереве это:

темперная живопись на дереве
ТЕМПЕРНАЯ ЖИВОПИСЬ НА ДЕРЕВЕ И ПОЛИХРОМНАЯ ДЕРЕВЯННАЯ СКУЛЬПТУРА
    Темперная живопись – иконы – занимает особое место в русском искусстве. Своеобразная манера письма, технология приготовления красок и основы для живописи выделяют иконы в особую группу предметов музейного хранения. Полихромная деревянная скульптура, деревянные резные иконостасы и другие предметы светского и церковного интерьера имеют общую основу – дерево и традиционные технологии нанесения красок.
    Технологическая традиционность древнерусской станковой живописи обусловила неизменность приемов ее реставрации и ограниченность реставрационных материалов.
    Икону писали исключительно на дереве. Доску несколько раз проклеивали жидким клеем, накладывали паволоку (холстину), затем левкасили. Левкас – иконный грунт, поучаемый путем многократного нанесения слоев животного (осетрового, мездрового и др.) клея и смеси клея с мелом или гипсом. Каждый последующий слой наносили на полностью высохший и отшлифованный предыдущий. По разглаженному грунту наносили рисунок древесным углем, затем по контуру рисунок обводили «чернилом». Живописи предшествовало золочение, поэтому места, предназначенные на иконе под золото, «вохрили» (т.е. покрывали охрой) и прокладывали ленточки золота на клей. После золочения приступали к работе красками, разведенными на яичном желтке с водой. Готовое изображение покрывали несколько раз лаком.
    С древнейших времен в иконописи использовали традиционные пигменты, в основном естественного происхождения: свинцовые белила, охру, киноварь, сурик, бакан, чернень, прозелень, ярь-медянку, малахит, лазорь (позднее – берлинскую лазурь), ультрамарин, индиго, шафран, аурипигмент.
    На протяжении многих столетий на Руси иконы писали в технике желтковой темперы (яичная темпера или просто темпера). Вообще темпера – живопись красками, в которых пленкообразующим веществом чаще всего является эмульсия яичного желтка в воде; существуют темперные краски на основе растительных или животных клеев (иногда с добавлением масла или масляных лаков), казеина. Последние плёнкообразователи не типичны для иконописи.
——————
Ист.: Химия в реставрации, 1990

Словарь живописи и реставрации. 2013.

Смотреть что такое "темперная живопись на дереве" в других словарях:

  • полихромная деревянная скульптура — ТЕМПЕРНАЯ ЖИВОПИСЬ НА ДЕРЕВЕ И ПОЛИХРОМНАЯ ДЕРЕВЯННАЯ СКУЛЬПТУРА     Темперная живопись – иконы – занимает особое место в русском искусстве. Своеобразная манера письма, технология приготовления красок и основы для живописи выделяют иконы в особую …   Словарь живописи и реставрации

  • темпера —     На протяжении многих столетий на Руси иконы писали в технике желтковой темперы (яичная темпера или просто темпера). Вообще ТЕМПЕРА – живопись красками, в которых пленкообразующим веществом чаще всего является эмульсия яичного желтка в воде;… …   Словарь живописи и реставрации

  • Указатель к словарю Живописи и реставрации —   Статьи из книги «Икона». Составители: Кравченко А.С., Уткин А.П. «Стайл А ЛТД», Москва, 1993 • ерминия или наставление в живописном искусстве • приготовление красок, затирка красок • …   Словарь живописи и реставрации

  • левкас —       Иконный грунт, поучаемый путем многократного нанесения слоев животного (осетрового, мездрового и др.) клея и смеси клея с мелом или гипсом. Каждый последующий слой наносили на полностью высохший и отшлифованный предыдущий. • • • См. также… …   Словарь живописи и реставрации


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»