растворители и составы для снятия и утончения лаковых покрытий это:

растворители и составы для снятия и утончения лаковых покрытий
    Авторский лак является завершающим слоем картины. Применяют покровные лаки: а) на основе мягких природных смол – растворы в скипидаре (пинене, терпентине) даммары, мастикса, сандарака, канифоли; б) на основе твердых природных смол – сваренные с высыхающими маслами янтарь, копал; в) на основе шеллака – раствор в спирте; г) водные лаки на основе камедей, сахаров, глютиновых клеев и яичного белка. Почти все покровные лаки имеют желтоватый цвет, который со временем темнеет до коричневого. Лаки способны мутнеть, покрываться белесой плёнкой. Наличие старой лаковой плёнки на поверхности картины служит гарантией того, что красочный слой не повреждён. Нежелательно полностью удалять с картины лаковую плёнку, обычно ее лишь утончают. Смоляные лаки старятся с поверхности, поэтому целесообразно вести послойную расчистку лака. Свежие недеструктурированные слои лака хорошо растворяются в пинене (скипидаре), для размягчения и удаления состарившихся плёнок используют пинен с добавкой этилового спирта, ацетона и других активных растворителей.
    В некоторых случаях помутневшую плёнку лака не удаляют, а регенерируют – обрабатывая ее парами этилового спирта. Если регенерация не проводится, то сильно состаренный, пожелтевший и помутневший лак хорошо утончается в водных смесях органических растворителей (этиловый спирт, изопропиловый спирт, ацетон) с последующей обработкой поверхности тем же составом с добавлением глицерина. Значительно повышает эффективность действия смесей растворителей добавление к ним небольших количеств диметилформамида, диметилсульфоксида, диметилацетамида. Чем выше степень старения плёнки, тем большее количество этих растворителей необходимо добавлять.
    Для удаления старых лаков рекомендуют смеси воды с этиловым спиртом, изопропиловым спиртом, ацетоном в соотношении 2:1, для повышения эффективности можно увеличить количество органического растворителя или добавить в смесь глицерин или диметилформамид.
    Пинен позволяет утончать лк средней степени старения. Его действие можно усилить, добавляя к 15 ч. (по объёму) пинена 1-2 ч. (по объему) этилового или изопропилового спирта и 1-2% диметилацетамида.
    Лаки, содержащие воск, могут быть частично удалены обработкой тампонами, смоченными смесью пинена с уайт-спиритом и изопропиловым спиртом. Пленки шеллачных лаков утончают смесями этиловго спирта с ацетоном, в которые добавляют диметиацетамид и пинен.
    Лаки из твёрдых смол – янтарные и копаловые – требуют обработки сложными растворителями: смесями изопропилового спирта с ацетоном, метил- и этилцеллозольвом, формальгликолем, диметилацетамидом, диметилсульфоксидом или диметилформамидом.
    Плёнки белковых лаков трудно поддаются утончению, но их можно размягчить компрессами с тёплым раствором глицерина в воде (1:1), а затем послойно снимать тампонами, смоченными диметилсульфоксидом или диметилацетамидом.
    Для удаления застарелых лаковых плёнок наиболее эффективны смеси циклогексана, ксилола и ацетона. Эти смеси действуют быстро и не вызывают набухания и выщелачивания красочного слоя.
    Очень трудно удаляются слои высыхающих масел после глубокого термоокислительного процесса, когда полимеризация завершается во всем объёме. В этом случае растворители вызывают только набухание поверхностного слоя, который после этого можно удалить механическим способом. Широко рекомендуемые в реставрационной литературе метилцеллозольв (удаление плёнки олифы с икон), смеси этилового спирта с бензолом или пиненом, смесь бензина с пиненом для застарелых плёнок высыхающего масла малоэффективны. Лучшие результаты дают пиридин, формальгликоль, смеси хлороформ – бензол, хлороформ – метилаль, амицелат – толуол – этиловый спирт, изопропиловый спирт – дихлорэтан. Такие смеси с добавлением аммиака пригодны для удаления лаков на основе янтарно-масляных композиций. Предложена, например, смесь терпентин – аммиак – этиловый спирт в соотношении (15:1:4 (по объему).
    Расчистку участков с потемневшим, окисленным масляно-смоляным лаком, загрязненными частицами пыли и сажи, можно проводить с помощью смеси растворителей, включающих этиленгликоль, метиленхлорид, бензин. В некоторых случаях загрязненные и потемневшие лаковые плёнки могут быть расчищены смесью желчи (смесь природных ферментов) со спирто-скипидарной эмульсией. Для расчистки живописи рекомендуются также составы с добавлением лавандового масла. Компрессы, смоченные лавандовым маслом, размягчают твердые, загрязненные лаковые покрытия, которые потом могут быть удалены тампонами, смоченными спирто-скипидарной эмульсией с добавлением лавандового масла.
——————
Ист.: Химия в реставрации, 1990

Словарь живописи и реставрации. 2013.

Смотреть что такое "растворители и составы для снятия и утончения лаковых покрытий" в других словарях:

  • Указатель к словарю Живописи и реставрации —   Статьи из книги «Икона». Составители: Кравченко А.С., Уткин А.П. «Стайл А ЛТД», Москва, 1993 • ерминия или наставление в живописном искусстве • приготовление красок, затирка красок • …   Словарь живописи и реставрации

  • бальзамы — БАЛЬЗАМЫ, СМОЛЫ, МАСЛА, ЛАКИ         БАЛЬЗАМЫ (или ТЕРПЕНТИНЫ) получали из живицы – смолистого сока из под коры сосны или пихты. Сок состоит главным образом из ТЕРПЕНОВ – непредельных углеводородов с примесью фенолов, альдегидов, сложных эфиров,… …   Словарь живописи и реставрации

  • смолы — БАЛЬЗАМЫ, СМОЛЫ, МАСЛА, ЛАКИ         БАЛЬЗАМЫ (или ТЕРПЕНТИНЫ) получали из живицы – смолистого сока из под коры сосны или пихты. Сок состоит главным образом из ТЕРПЕНОВ – непредельных углеводородов с примесью фенолов, альдегидов, сложных эфиров,… …   Словарь живописи и реставрации

  • масла — БАЛЬЗАМЫ, СМОЛЫ, МАСЛА, ЛАКИ         БАЛЬЗАМЫ (или ТЕРПЕНТИНЫ) получали из живицы – смолистого сока из под коры сосны или пихты. Сок состоит главным образом из ТЕРПЕНОВ – непредельных углеводородов с примесью фенолов, альдегидов, сложных эфиров,… …   Словарь живописи и реставрации

  • лаки — БАЛЬЗАМЫ, СМОЛЫ, МАСЛА, ЛАКИ         БАЛЬЗАМЫ (или ТЕРПЕНТИНЫ) получали из живицы – смолистого сока из под коры сосны или пихты. Сок состоит главным образом из ТЕРПЕНОВ – непредельных углеводородов с примесью фенолов, альдегидов, сложных эфиров,… …   Словарь живописи и реставрации


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»