как золотить икону это:

как золотить икону
    Золочение – это нанесение на поверхность произведения листового (сусального) золота, серебра и других металлов или твореного золота и серебра.
    Сусальное золото и серебро. Золото и серебро, выкованные в тонкие листки, называют сусальным золотом и сусальным серебром.
    Из предварительно отожженных (для мягкости) металлов посредством ручной ковки получали тончайшие листки сусального золота и серебра. Для золочения художники пользовались чаще всего литками сусального червонного золота. Листки бывали разных оттенков – от зеленоватого до красноватого, зависевших от количества примеси серебра и меди. Золото зеленоватого оттенка получается при повышенном содержании серебра. Начиная с XVI века русские художники стали применять в живописи еще один вид сусального золота – «двойник», скованные вместе тончайшие листки золота и серебра. Верхняя сторона «двойника» имеет золотой цвет, а нижняя – серебряный.
    До XVI века для позолоты икон пользовались преимущественно сусальным золотом. На самых ранних русских иконах золото имеет зеленоватый оттенок; листки здесь сравнительно с сусальным золотом XV-XVI веков более толстые (плотные). Такого вида зеленоватое золото можно видеть а иконах XII века «Великомученик Георгий», «Деисус оплечный» и на ряде других икон вплоть до XV века. Золото ярко-желтого и красноватого цвета имеет небольшую примесь меди.
    Сусальное серебро использовали редко. Самым ранним произведением станковой живописи с посеребренной поверхностью нимба является икона «Николай Чудотворец» начала XIII века из Новодевичьего монастыря (ныне хранится в ГТГ).
    Имитация серебра оловом, а золота медью встречается очень редко. Примером может служить икона «Богоматерь Толгская» (начало XVI века, Ярославский художественный музей), фон которой был покрыт вместо серебра листками олова. Олово, покрытое желтым лаком, часто встречается лишь на иконах XIX – XX веков.
    Золочение сусальным золотом, серебром и другими металлами. Сусальным золотом и серебром золотили обычно фон и нимбы, но иногда и другие элементы изображения (одежды, детали архитектуры, мебель и т.д.). Делали это до начала писания иконы красками. Тончайшие листки золота, серебра или олова наклеивали на гладко обработанный левкас в соответствии с прорисованным изображением. Существовали два основных типа золочения – без полимента и по полименту.
——————
Ист.: Икона, 1993
• • •
См. также золочение на ассист, позолота на полимент, золочение без полимента, творёное золото и серебро для росписи, позолота на гульфарбу, техника золочения

Словарь живописи и реставрации. 2013.

Смотреть что такое "как золотить икону" в других словарях:

  • позолота на полимент —       Позолота на полимент по левкасо меловому грунту позволяет золотить очень большие площади.     Полимент – это темно коричневая краска, составлена из сиены жженой, охры и мумии. Перечисленные краски разводятся водой, растираются на каменной… …   Словарь живописи и реставрации

  • творёное золото и серебро для росписи —     В древнерусском искусстве «твореными» первоначально называли все краски (от слова «творить» – затирать). Однако начиная с XIX века твореными стали называть только золотую и серебряную краски.     Чтобы приготовить золото для живописи, его… …   Словарь живописи и реставрации

  • твореное золото и серебро для росписи —     В древнерусском искусстве «твореными» первоначально называли все краски (от слова «творить» – затирать). Однако начиная с XIX века твореными стали называть только золотую и серебряную краски.     Чтобы приготовить золото для живописи, его… …   Словарь живописи и реставрации

  • Ассист — …   Википедия

  • Указатель к словарю Живописи и реставрации —   Статьи из книги «Икона». Составители: Кравченко А.С., Уткин А.П. «Стайл А ЛТД», Москва, 1993 • ерминия или наставление в живописном искусстве • приготовление красок, затирка красок • …   Словарь живописи и реставрации

  • позолота на гульфарбу —     Этот способ позолоты применяется на всех грунтах по дереву, по полотну, стеклу и металлу. Гульфарба составляется из лака мордана с примесью небольшого количества оранжевого крона, растертого на льняном масле. Крон к лаку примешивается как… …   Словарь живописи и реставрации

  • золочение —       Это нанесение на поверхность произведения листового (сусального) золота, серебра и других металлов или твореного золота и серебра. • • • См. также как золотить икону, техника золочения …   Словарь живописи и реставрации

  • зубок —       Медвежий или кабаний зуб или полированный кремень, сердолик, агат, применяемые для полировки поверхности металла после окончания золочения. • • • См. также агат, как золотить икону, техника золочения …   Словарь живописи и реставрации

  • сусальное золото и серебро —       Золото и серебро, выкованные в тонкие листки. См. также как золотить икону, техника золочения …   Словарь живописи и реставрации

  • ——————————————————————————————————————————————————————— Реставрация ——————————————————————————————————————————————————— — ↑ Пример ассистной разделки. Фрагмент иконы «Спас в силах». 1 я треть XVI в. (ТОКГ)     Часто в иконах поверх живописного слоя накладывали штрихи из сусального золота на складки одежд, перья, крылья ангелов, скамьи, столы, престолы. В современной …   Словарь живописи и реставрации


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»